«Белая школа»


Выставка Екатерины Рожковой в усадьбе в Калужской области.

В бывшей усадьбе Щепочкина Полотняного Завода этим летом будут гости. Последние годы здание пустовало в ожидание реставрации. Но московские художники — Екатерина Рожкова и Иван Бойко (фотограф) представили в нём свой проект «Белая школа». Выставка организована в рамках фестиваля современного искусства «Цилковский фест» ИКЦ (Калуга) и проходит при поддержке Министерства культуры Калужской области. Читать далее ««Белая школа»»

Пора на дачу

Выставка
Галерея «Роза Азора», Москва
с 30 мая по 17 июня 2012

На субботу ничего не планируй, Катя звонила, мы едем на дачу, с дачи на дачу, из Переделкина в Снегири, привычный маршрут, дети счастливы — запрутся в детском домике, там у них целая коллекция машинок, старых, тяжёленьких, железных, дедушка собирал, и весь день их оттуда не выкуришь, никаким дымом, смолистый дымок, тлеют шишки: Кате подарили самовар на день рождения, а она обиделась, а мы утешали, а сами смеялись — вот поедешь в Тулу со своим самоваром. Читать далее «Пора на дачу»

Голубятни и мавзолеи

«Каждое здание имеет культурный аспект, и, если мы решаем его замечать, тогда мы рассматриваем здание как архитектуру».
Эндрю Бэллентайн. «Архитектура»

«Никакие теоретические институты не пояснят архитектуры. Архитектура по-прежнему синоним таинственности».
Константин Мельников (из дневников)

Несовершенство, которое таит в себе окружающий мир — а чаще и не таит даже, а радостно выставляет напоказ — несказанно раздражает обывателя. А для художника это несовершенство, напротив — вечный источник счастливого удивления. Случается, что в поисках таких «образцов несовершенства» он готов преодолевать множество препятствий, будь то пространство, время, заросли бурьяна на заброшенном кладбище или куча строительного мусора, перекрывающая вход во дворик расселенного дома в центре Москвы — очередной жертвы поклонников «совершенных форм»…  Читать далее «Голубятни и мавзолеи»

Юрта, полная секретов

«Архитектурный журнал», 2009

Когда-то и я побывал в катиной юрте.

Это было в Каракалпакии. Мне хорошо запомнилось то состояние тотального покоя и защиты от внешнего инобытия, которое не может быть определяемо ни как враждебное, ни как родное. Просто другая среда, настолько непохожая на все, что раньше ощущал и пробовал, что невольно мое бегство в материнское лоно юрты воспринялось как возвращение к тому, откуда пришел изначально, куда обычно нормальные люди навсегда забывают дорогу. Целый комплекс переживаний был окрашен в неведомые тона: запах войлока, гул ветра, отсутствие окон в сферическом пространстве — лишь только верхний свет, рассеиваясь помогал определять предметы, многие из которых носили вовсе не архаизированный облик, а вполне цивильный, отобранный из мира суеты и безумств. В середине — очаг, он не отталкивает центробежно, — сближает магнетически. Ты спрятан в коконе добра, никаких углов, никаких истерик. Это модель мира, вселенной. Ты на земле, вокруг тебя красочные вязи узорья лент, опоясывающих по окружности твой защитный слой атмосферы. За ним — гибель, мрак и пустошь.  Читать далее «Юрта, полная секретов»

Оружие и инструменты

Выставка Екатерины Рожковой и Богдана Мамонова
ПRОЕКТ_FAБRИKA, Москва
с 15 марта по 3 апреля 2009

Название выставки «Оружие и инструменты» созвучно актуальному моменту.

В самом деле, что такое современное искусство — оружие или инструмент? Этот вопрос появился чуть менее ста лет назад в эпоху зарождения исторического, культурного авангарда. С тех пор дискуссии о функциях искусства не утихают.

Этот вопрос неотделим от общего спора об истории: как рождается Новый мир, через революцию или эволюционным путем? За эти сто лет мы слышали разные ответы.

Вспомним Маяковского: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо…». Но уже тогда далеко не все были согласны с автором «Облака в штанах». Татлин и Эль Лисицкий — герои русского авангарда понимали свою деятельность, как конструирование нового сознания, а искусство, как инструмент этой работы.  Читать далее «Оружие и инструменты»

Купол Мазереля

Так получилось, что шелкография для меня больше связана не с Америкой и Энди Уорхолом, а с Фландрией и художником-экспрессионистом Франсом Мазерелем, именем которого и названа печатная студия под Антверпеном.
Я работала во Фландрии два года подряд, каждый раз приезжая на весь ноябрь.
Покой деревни Кастерли, окруженной лесом с кустами мерзлой ежевики с одной стороны, а с другой — кукурузными полями, нарушает лишь странное поселение художников.

Архитекторы — авторы проекта печатной студии — явно старались вписать ее в среду как можно гармоничнее, накрыв главное здание черным куполом, подобно грандиозной юрте, и расположив вокруг дома «шалаши» для кочующих художников. Кажется, что была задумана временная стоянка, лагерь, собранный из легких конструкций и готовый сорваться и перенестись куда-нибудь на другие пастбища. Все внутренние помещения студии «навинчиваются» на спиральную лестницу. Печатные станки, прессы и литографские камни стоят по кругу.  Читать далее «Купол Мазереля»

Чужой дом

Чужой дом? Чужой день или тень?
Здесь нет ни чужого, ни чуждого.
Просто новая плоть.
Рассказ о том времени, когда не было ни тел, ни телесного.
Были одни только души.

Узлы — след от рук.
Бережно собранные,
как умеет КР,
по-матерински туго спеленутые смыслы,
образы и переживания.

Все осваивается и присваивается.
Все изнашивается и изНАШЕвается. Читать далее «Чужой дом»

Механическая жизнь

«В шуме времени для меня нет ничего печального: я люблю колокола, настенные и обыкновенные часы. И мне вспоминается, что первоначальные компоненты фото вышли из мастерской краснодеревщика и лаборатории точной механики; и, вероятно, кто-то очень древний во мне еще слышит в фотокамере живой звук дерева.»
Ролан Барт. «Camera Lucida»

Мы живем в окружении вещей, которые издают звуки. Некоторые из этих звуков принадлежат сложным механизмам, которые мы сами приводим в движение. Вся звуковая дорожка нашей жизни связана со временем и местом. Я очень хорошо представляю себе звук пекинской велосипедной улицы или звук поднимающегося лифта в старом бабушкином доме. Некоторые звуки обладают магической силой, например, Ролан Барт писал, что для него орган фотографии не глаз, а палец, связанный со щелчком объектива, с металлическим скольжением пластинок. Я предлагаю для участия в проекте «Запад. Машина времени» четыре механизма, четыре машины, олицетворяющие свое время и место в истории, не тихо сделавшие свое дело.

Екатерина Рожкова

Тарелки

Каталог выставки «Арт Лондон», 2003

Графическая серия Екатерины Рожковой «Тарелки» занимает особое место в ряду искусства, ориентированного на традиционные эстетические ценности и пластическую репрезентацию. Но при всей ясности работ в них не найти стилистических адресов: в них нет никакого «фотореализма», хотя и прорисовано все очень достоверно. Масштабный формат станкового произведения, техническое роскошество классического рисунка — будто рисунок камерный возведен в степень — все это порождает необычный эффект, при котором противоположности прискучившей техники кажутся снятыми. Само понятие «графики» в применении к этим работам не вполне адекватно — в них откликается та монохромная живописность, что была столь искома и ценима художниками символической ориентации на предыдущем рубеже веков. Мерцание поверхностей работ, созданное при помощи фактурного грунта, процарапывание еще более размывают рамки понятия. В итоге правомерно говорить о художнике как о «писавшем живое», а о работах — как о мистических организмах, возникающих на границе привычного, обыденного, и — за счет этого — касающихся сферы незримого, невидимого. Читать далее «Тарелки»

Другая реальность

Журнал «Elle Decor», 2003

Жорж Санд считала, что простота — самая сложная вещь на свете и достичь ее могут только настоящие профессионалы и гении. В галерее Artplay прошла выставка Кати Рожковой, которая рисует простые предметы — ведра, тарелки, печатные машинки, деревья, но за этими обычными, с детства знакомыми вещами скрывается вся вселенная.

Катя Рожкова рисует свои картины простым кохиноровским карандашом. Подолгу, подробно и очень скрупулезно. Каждую трещину, царапину, надлом — следы, оставленные на предметах временем… Ей нравится играть карандашом, наслаждаться тем, как серебристый грифель следует за неуловимой и в то же время исключительно простой логикой изображаемого предмета. Кате нравится играть на поверхности бумаги различными оттенками серого, черного и серебристо-металлического. Объекты ее карандашных медитаций — личные мандалы. Читать далее «Другая реальность»

Каталог выставки в Музее Востока

Музей Востока, 1997

Екатерина Рожкова — очень молодая художница, но удивительно зрелый зритель. Она воспитана двумя традициями. Московской школы живописи 70-х и традиционной японской каллиграфией. Из этих двух очень народных явлений в ее творчестве возникло качество, превосходящее национальное и временное в искусстве. Она редкий из выпускников художественного отделения ВГИКа, занявший свое место в художественном, а не в кинематографическом мире. Благодаря странному стечению обстоятельств, занесшему ее в Японию, она редкий из художников, освоивших и сюжетную, и бессюжетную живопись. Рожкова начинала как художник, изображающий мир людей через людей. А значит, как иллюстратор человеческих историй и настроений. Портретист персонажей, живущих в ветреном мире, растягиваемом и разносимом перспективой. Японский опыт, по словам самой художницы, был для нее невероятно тяжел и поначалу чужероден. Привычные литературные персонажи как-то не укладывались на отлитую собственноручно бумагу прозрачной тушью и тонкими кистями. Читать далее «Каталог выставки в Музее Востока»