Оружие и инструменты

Выставка Екатерины Рожковой и Богдана Мамонова
ПRОЕКТ_FAБRИKA, Москва
с 15 марта по 3 апреля 2009

Название выставки «Оружие и инструменты» созвучно актуальному моменту.

В самом деле, что такое современное искусство — оружие или инструмент? Этот вопрос появился чуть менее ста лет назад в эпоху зарождения исторического, культурного авангарда. С тех пор дискуссии о функциях искусства не утихают.

Этот вопрос неотделим от общего спора об истории: как рождается Новый мир, через революцию или эволюционным путем? За эти сто лет мы слышали разные ответы.

Вспомним Маяковского: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо…». Но уже тогда далеко не все были согласны с автором «Облака в штанах». Татлин и Эль Лисицкий — герои русского авангарда понимали свою деятельность, как конструирование нового сознания, а искусство, как инструмент этой работы. 

Эхо тех дискуссий не смолкло, по сей день. NBA (Новые Британские художники) или московские акционисты90-х — что это, как не новое «термоядерное» арт-оружие? И в то же время, рядом возникают альтернативные практики, стремящиеся вести интимный разговор со зрителем, стать его проводником на границе искусства. Такова, например, была группа «ESCAPE», лидером которой до недавнего времени был Богдан Мамонов — инициатор проекта «Оружие и инструменты». Если в «ESCAPE» Мамонов выстраивал со зрителем инструментальные отношения, то в новых живописных работах он выступает с ярко выраженных «мужских», агрессивных позиций. Его фрагменты револьверов в причудливых ракурсах своими зияющими гнездами напоминают собой чудовищные мясорубки. Напротив, партнер Мамонова, Екатерина Рожкова, демонстрирует огромные черно белые имиджи, изображающие фрагменты инструментов. Казалось бы, перед нами типичная дихотомия — мужское-женское. Но не все так просто. В монохромных работах Рожковой, чувствуется скрытая угроза, напоминание о том, что не всякий инструмент безобиден. В то же время револьверы Мамонова вызывают в памяти образ каких-то стальных растений. Вероятно, поэтому на одном из холстов появляется цитата: «Любезней всех цветов — холодный револьвер».

Мы сказали, что выставка актуальна историческому моменту. В чем же это проявляется?В эпоху глобального кризиса современное искусство утрачивает свое товарно-денежное значение и возвращается к собственной природе. Оно вновь являет нам модель мира в его сложности и противоречивости. И не случайно известные авторы, имеющие все возможности показать выставку в лучших галереях и музеях Москвы, выбрали для проекта специфическое пространство «Фабрики». Последняя генетически несет в себе код авангарда и революции. И пусть фабрика «Октябрь» уже давно не производит в прежних объемах свой продукт — бумагу, гораздо важнее, что она продолжает порождать смыслы.

Это и есть ее главный и первичный продукт. Художники, осваивающие ныне цеха и ангары «Фабрики» — это тот новый пролетариат, который способен найти выход из кризиса. Этот выход, по мнению авторов, заключается не в преодолении финансового коллапса, а в возможности преобразить мир вокруг. Так чем же будет искусство — Оружием или Инструментом?

Богдан Мамонов